четверг, 2 января 2014 г.

ФИЛИП ЯНСИ (ВЫДЕРЖКИ ИЗ КНИГИ "СПОСОБНА ЛИ МОЛИТВА ИЗМЕНИТЬ ЖИЗНЬ"), ИЗ ГЛАВЫ "ГРАММАТИКА МОЛИТВЫ"

КНИГА ПСАЛМОВ - это практический курс молитвы. "Я называю эту книгу "Анатомией души", - писал Кальвин, - потому что среди человеческих чувств нет такого, которое не отразилось бы в книге Псалмов, как в зеркале". Страх, хвала, тревога, гнев, любовь, сожаление, радость, жажда мести, раскаяние - все человеческие чувства, весь опыт души бурлит и волнуется в молитвенной поэзии Псалмов. Христианская церковь переняла эти иудейские тексты с первых дней своего существования. Их поют хором во время богослужений. Сам Иисус вместе с учениками пел псалмы во время Тайной Вечери. Умирая на кресте, Он произнес слова псалмов. Гитлеровская цензура пыталась наказать Дитриха Бонхоффера за то, что он издал книгу о Псалмах. Обвинение было основано на том, что Псалтырь - это часть еврейского Ветхого Завета. Бонхоффер подал аппеляцию и добился оправдания на том, что Псалмы были молитвенником Христа. "Эта книга учит нас всему, что может побудить нас к молитве", - пишет Кальвин. Проклятия в псалмах ставят в тупик многих читателей...Всех людей посещают адские мысли, но главное - какие действия рождаются после этих мыслей. Одно дело - написать детектив об убийстве, и совсем другое - совершить убийство. Если кто-то навредил мне, поступил со мной несправедливо, я могу реагировать на это по-разному. Могу пробовать отомстить обидчику - такой ответ осуждается Библией. Могу отрицать или подавлять свою боль или гнев. И могу выразить эти чувства перед Богом, доверяя Ему справедливое возмездие за причиненное мне зло. Проклинающие псалмы - пример такого выражения чувств. Псалмопевец не обрушивает свой гнев на врага, а открывает его перед Богом. Мы инстинктивно стараемся убрать из своей молитвы негативные чувства, но не исключено, что в итоге они к нам вернутся. Может быть, наоборот, надо стараться
открыть свои худшие чувства перед Богом. В конце концов, слова, которые при обращении к другому человеку были бы сплетней, при обращении к Богу становятся прощением. И мстительный клич ("Будьте прокляты!"), если он звучит перед лицом Бога, превращается в вопль о защите беспомощных. Как показывают книги Иова, Иеремии и Аввакума, у Бога высокий порог терпимости к тому, что мы можем сказать в молитвах. Бог сумеет справиться с моим неуправляемым гневом. Кроме того, обратившись к Богу, я увижу, что мне нужно исправить мои мстительные чувства. Однако, для того, чтобы Он исправил и исцелил меня, я должен сперва открыться перед Ним. Псалмы помогают мне быть честным, подсказывают такие слова для молитвы, которые я иначе не решился бы использовать. Я читаю псалмы, они становятся моими молитвами. Иногда после многократных падений я обращаюсь к 50-му Псалму. Эту молитву Давид написал, пережив публичное падение и унижение: тогда об его; нравственном падении стало известно всему народу. Нелицеприятные дела Давида обсуждали все. Все сплетничали и насмехались над царем. В псалме показано разрушительное действие греха. Давида преследует чувство вины: "грех мой всегда предо мною" (Пс.50:5). Он утратил чувство Божьего присутствия. Ему хочется укрыться от Бога - но где от Него спрячешься?. После каждого своего падения я прохожу через каждую из описанных в псалме стадий. И я крепко держусь за истину, которая принесла утешение царю, виновному в прелюбодеянии и убийстве: "Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже" (Псалом 50:19). В этом псалме я нахожу образец исповедания и покаяния и восстановления отношений с Богом. Однажды я взял 10 идущих подряд псалмов (с 34-го по 43-ий) и выписал те принципы молитвы, которые увидел в них:
1. Допустим, что ты зол на кого-то. Но вместо того, чтобы злиться и сплетничать, надо рассказать Богу о том, как несправедливо с тобой поступили, и попросить Его навести порядок.
2. Во время молитвы допустимо выражать свое нетерпение, просить скорого ответа на молитву и даже указывать на то, что скорое удовлетворение твоей просьбы - в интересах Самого Бога.
3. Во время молитвы допустимо общаться с самим собой: ("Не завидуй делающим беззаконие...Уповай на Бога...Гневаясь, не согрешайте"). 
4. Не следует сосредотачиваться только на несправедливости и проблемах. Надо помнить и о хорошем. Вспоминай то хорошее, что было раньше. В темные времена не забывай того, что узнал в светлые дни.
5. очень полезно представлять себя новым, изменившимся к лучшему человеком. Психологи формулируют это так: "Веди себя так, как будто желаемое уже совершилось".
Кроме того, благодаря псалмам я научился разговаривать с Богом также, как я разговариваю с коллегой, другом, с женой. Иными словами, я начал относиться к Богу, как к Личности. Прежняя моя молитва была обязанностью, а не свободным излиянием мыслей. Теперь мои молитвы стали шире и глубже. Многие находят полезным такое упражнение: переписать один или несколько псалмов своими словами, вставляя подробности своих личных обстоятельств в те места, где автор выражает благодарность или боль или о чем-то просит Бога. Юджин Петерсон пишет: "Итак, открывайте Псалтирь и молитесь словами псалмов - последовательно, регулярно, неотступно, всю жизнь. Множество христиан почти во все века после Рождества Христова достигали зрелости, благодати, благодаря именно такой молитве. Тут нет ничего необычного. Просто следуйте их примеру. 

Комментариев нет: